Нормы и правила работы с группой

Этические нормы в тренинге Командного Взаимодействия.

В тренинге Командного Взаимодействия «Веревочный Курс» тренеру важно придерживаться этических стандартов работы с группой, это ответственность за психологическую безопасность перед участниками. Многие этические стандарты работы с группой в тренинге Командного Взаимодействия пересекаются с экспериенциальной методикой. За время длительной работы с группами, все этические стандарты прописаны «кровью и потом», неправильное применение различных инструментов, методик приводят иногда к отягчающим последствиям, об этом важно знать тренеру. Мы рассмотрим лишь некоторые моменты стандартов этических норм работы с группой в тренинге.

Мы тренеры компании Центра Командного Взаимодействия «Эко Тур», так же призываем тренеров ведущих тренинг Командного Взаимодействия «Веревочный Курс» проявлять спонтанность и изобретательность, мы надеемся, что Вы достигнете уровня компетентности и будете доверять себе настолько, чтобы создавать различные упражнения, разминки самостоятельно, вам необходимо установить баланс между творчеством и здоровой осмотрительностью. Репутация тренеров Веревочного Курса пострадала из-за безответственных практиков - по большей части тех, которые применяют методики, инструменты, неправильно их, понимая или неуместно используя. Мы считаем, что если вы имеете соответствующее образование, богатый опыт работы с группами, приобрели некоторые навыки в групповой работе, глубоко уважаете клиентов, то вы вряд ли нанесете вред. Однако, чтобы эффективно руководить группой и помочь ей выполнить поставленную задачу, вы должны обладать специальными навыками и знаниями о работе с группой.

Предоставление информации о группе

Каждый тренинг Командного Взаимодействия «Веревочный Курс» выстраивается исходя из задач клиента и квалификацией ведущего тренера. Предполагаемые участники должны быть полностью информированы об этих задачах и квалификациях. При постановке задач их обработке, выборе предполагаемых упражнений тренеры должны учитывать, что материал, который они намерены преподнести, должен иметь точки соприкосновения с проблемами, знакомыми им лично. Клиент должен быть полностью информирован, каким образом тренер достигнет тех или иных поставленных задач, какие опасности несут некоторые упражнения. Некоторые из этих моментов могут быть освещены в предложении к заказчику. Один из лучших периодов для информирования клиента, возможных участников о целях и задачах группы, подготовке тренера - период скрининга, интервьюирования, вторая или третья встреча с заказчиком.

Использование аудио- и видеозаписей

Запись на пленку как элемент обычно применяют в тренинге для обратной связи с участниками. Важно, используя этот элемент в тренинге, соблюсти конфиденциальность и проинформировать участников, о том, как они могут быть использованы. Важно, чтобы никакие записи не делались без ведома и отчетливо выраженного согласия членов группы. Участникам полагается знать, почему тренинг записывается на аудио- или видеокамеру, что станет с материалом после и как он будет использован. Если записи будут использованы в научных целях или их будут прослушивать или просматривать и обсуждать другие тренера во время практикума, члены группы имеют право знать об этом.

Тренеры часто находят полезным записывать тренинг на видеопленку и после тренинга дать группе просмотреть запись, для анализа действий группы. Такую запись можно потом стереть, а до того условиться, что ею будут пользоваться только члены группы и тренеры. Если запись ведется именно так, то будет правильным предупредить участников, что они могут в любой момент выключить камеру или диктофон, если сочтут, что это мешает их работе.

Осознание мотивации, нейтральность

Очень беспокоят тренеры «Веревочного Курса», которые используют различные инструменты и методики работы с группой в целях собственной защиты, для удовлетворения собственных потребностей во власти и престиже или ради контроля над участниками своих групп. Тренеры, которые не осознают своих мотивов, могут неправильно использовать инструменты самыми разными путями:

  • оказывать давление на определенных участников с целью вынудить их действовать желательным образом;
  • пользоваться инструментами главным образом, чтобы поразить участников своим мастерством, произвести впечатление, будто они всезнающи и всемогущи;
  • уводить группу в сторону от поставленных задач и проблем, которые сами находят опасными, маскировать свои некомпетентность, страх или незащищенность;
  • применяют жесткие конфронтационные техники для возбуждения в своих группах агрессии;

Во всех подобных случаях на первый план выступают потребности тренера, в то время как проблемы группы полагаются относительно несущественными. Тренеры тренинга Командного Взаимодействия не имеют права эксплуатировать участников ради удовлетворения таких потребностей.

Что делать с имиджем сверхчеловека

Участники тренинга часто приписывают тренерам преувеличенные силу и мудрость, и в этом заключен соблазн для тех тренеров, которые, испытывая потребность во власти, ведут себя неэтично и закрепляют это заблуждение. Один из способов избежать этого - быть готовым объяснить цель предложенного. В подобных ситуациях разъяснение ведет к разрушению имиджа тренеров как сверхлюдей-колдунов, а с ростом доверия между участниками и тренером, могут быть использованы все более глубокие формы тренинга.

Наличие обоснования каждому упражнению

Обоснование использования упражнения в том или ином случае должно вырастать из цельной картины того, что демонстрируют участники, следует приложить все усилия, чтобы запомнить ключевые моменты из различных эпизодов в работе с ними.

Уход от конфронтации участников

Уклонение от прямого общения с группой порождает этическую проблему готовности тренера поддерживать с участниками честные отношения. Оно подразумевает, что у группы с тренером нет проблем, имеющих право на существование. Участники не в состоянии укрепить свою человечность, если их подводят к заключению, что их тренер в группе - существо высшего порядка.

В другом случае тренер напуган гневом участников, особенно если он направлен непосредственно в их адрес, и предпринимают шаги, позволяющие обойти чреватые гневом конфронтации. Иногда они стараются быстро погасить конфликт или вообще его избежать, применяя формы снисходительности, притворства, будто конфликта не существует, вместо того чтобы разобраться в том, что происходило устанавливая честные отношения между участниками. При наличии внутригруппового конфликта его следует со всей откровенностью признать и открыто в нем разобраться. Тренер должен не уводить участников в сторону от того, что они переживают, а укреплять прямое взаимодействие. Если конфликт не вскрыт, он уходит вглубь и тлеет, продуктивная работа в группе в конечном счете прекращается.

Работа со страхами ведущего

Некоторые тренеры используют различные инструменты, желая скрыть свой страх исследовать предъявленные группой вопросы. Такое часто случается при наличии в группе дистанцированности или враждебности. Если тренер испытывает страх, он может попытаться усилить ложное чувство сплоченности, применяя разнообразные инструменты. В одной группе, например, тренер предложил, чтобы участники прижались друг к другу. Если уж и применять какие-либо инструменты, то лучше было предложить членам группы разделиться, разойтись по углам комнаты, а после попросить их рассказать, как они себя чувствуют. Другими словами, тренеру следует пытаться сделать явным и даже преувеличенным то, что уже происходит, вместо того чтобы преодолевать свой собственный страх, предлагая искусственное решение. Одной из важнейших вещей, которым учит нас группа, является то, что в наших силах научиться осознавать и выражать свои мысли и переживания. Если тренер применяет инструменты, которые умаляют или вуалируют динамику группы, они моделируют представление, будто наши чувства - нечто такое, от чего стоит держаться подальше.

Свобода не участвовать

В тренинге Командного Взаимодействия часто используются упражнения интерактивные, коммуникационные и невербальные для развития группового общения. Тренер, к примеру, может попросить участников разбиться на пары и приступить к тактильным упражнениям с прикосновениями или иным невербальным способом выразить свои чувства к партнерам. Если тренер не проявляет осторожности, он может создать впечатление, будто ожидает участия всех членов группы во всех этих упражнениях. Такие тренеры рискуют бесцеремонно вторгнуться в сферу чувств участников, а также проявить неуважение к их праву воздержаться от некоторых упражнений. Отдельные участники могут почувствовать, что их принуждают делать "как все", поэтому, чтобы сделать участие в упражнении истинно приемлемым для таких членов группы, тренерам всякий раз, когда в этом возникнет необходимость, нужно упоминать о возможности выбора.

Если участник остановился и не продолжает выполнять упражнение, нужно в этот момент провести анализ их желания остановиться и таким образом фокусируемся на факторах, которые они находят угрожающими. Участники могут не доверять ведущему касаться того, что может выйти наружу. Они могут не настолько доверять группе, чтобы исследовать какой-либо вопрос. Они могут бояться глупо выглядеть. Или же они могут опасаться потерять над собой контроль и не суметь восстановить самообладание. Если члены группы приняли решение остановиться, мы говорим, что, когда они захотят вернуться к выполнению упражнения, они всегда могут об этом сказать. В этом случае на участниках лежит очевидная ответственность за принятие решения относительно того, что конкретно они вынесут на обозрение группы и насколько глубоко их намерение решить ими же представленные проблемы. Возложение ответственности на участников является встроенным фактором безопасности и знаком нашего к ним уважения.

В данной проблеме существует другая сторона. Мы допускаем, что участники исходя из задач клиента, нуждаются в некотором давлении для эффективной работы. Задача, таким образом, сводится к достижению баланса между адекватным нажимом и неэтичным принуждением. Если ведущий затрудняется даже произнести: "Вы действительно уверены, что не хотите этого сделать?" или "Что, если вы только попробуете это сделать, а после мы сможем остановиться, если вы захотите?", то он может оказаться не в состоянии взять на себя какую бы то ни было ответственность за поддержание продуктивной обстановки. В этих ситуациях многое зависит от состава и задачи конкретной группы, и еще больше - от отношений, которые сложились между вами и группой. Развитые взаимоотношения ставят вас в положение человека, знающего, когда позволительно немного подтолкнуть.

Давление со стороны других участников

Тренеры берут на себя моральное обязательство реагировать на неуместное давление, оказываемое на члена группы другими участниками, - особенно если заверили группу, что никто не будет принужден к самораскрытию или участию в упражнениях. Тренеры защищают участников от физических угроз, запугивания, принуждения и неадекватного давления со стороны членов группы, по мере возможности и необходимости. Участник тренинга должен найти свои собственные ответы, но не как принуждение делать то, что группа считает благоприятным. Тренер может прокомментировать стороннее давление или проинтерпретировать кажущуюся необходимость принуждать, переключая внимание на тех, кто это давление оказывает. Ведущий может спросить у них, зачем им нужно подвергать давлению кого-то другого. Цель подобных вмешательств - выявить чувства тех, кто оказывает давление, и посмотреть, как можно было бы продуктивно поработать с этими чувствами, одновременно напоминая группе о необходимости уважать желания участника, который не хочет чего-либо делать.

Неправильное применение конфронтации

Иногда тренеры групп могут злоупотреблять своей властью, применяя техники в отношении конкретного участника. Некоторые тренеры наслаждаются чувством власти, привлекая внимание к члену группы и бомбардируя его вопросами или намеренно ставя его в положение защищающегося. Конфронтационные техники можно использовать в работе с сопротивлением или защитой, однако бесконечно допрашивать участников неприемлемо. Когда тренеры задают вопрос за вопросом, участники группы предпочитают замыкаться в себе. Другие участники перенимают у тренера манеру расспрашивать, атмосфера доверия утрачивается, и группа лишается возможности глубоко исследовать свои проблемы. Вместо этого участники думают лишь о том, как должным образом ответить на сыплющиеся, на них вопросы. С конфронтацией нужно обращаться осторожно и заботиться об участниках, находящихся в состоянии конфронтации.

Принудительные прикосновения

У этической проблемы использования прикосновений в упражнениях есть несколько граней. В некоторых случаях тренеры применяют предполагающие прикосновения, чтобы удовлетворить свои собственные потребности или фантазии, и не берут в расчет потребности участников. Тренеры могли испытывать недостаток физических контактов в своей собственной жизни и могут компенсировать эту нехватку через работу с группами.

Другой этический аспект использования прикосновений относится к их потенциальной искусственности, часто тренера используют для усиления доверия в группе. Однако некоторые чувствуют себя неуютно, когда их трогают или требуют определенного уровня близости как условия прикосновения. Некоторые, в силу своего культурного воспитания, испытывают раздражение, когда к ним прикасаются люди, с которыми они не знакомы близко. В некоторых культурах лицам противоположного пола строго запрещается прикасаться друг к другу. Хотя для некоторых участников группы повышение уровня комфортности с помощью физического контакта является терапевтически важным, эта необходимость должна быть уравновешена уважительным отношением к соответствующей готовности участников.

Неуместный катарсис

Некоторые тренеры отличаются излишней готовностью соотносить успех своих групп с интенсивностью эмоций, которые они вызывают, и слишком любят ввергать людей в катарсические переживания ради самих переживаний. Выражение эмоций безусловно является важным компонентом группового процесса. Опасность заключается в утрате понимания того, что конкретно рассчитывают извлечь из катарсиса. Более того - тренеры и участники могут ожидать, что все члены группы проявят сильные эмоции, и, если кто-то не делает ничего подобного, его так или иначе считают неудачником.

Катарсис, в частности, затрагивает следующие этические вопросы: чьи потребности удовлетворяются в процессе катарсиса - тренера, группы или отдельного участника? Ясно ли тренеру, к чему приведет катарсис и в чем его смысл? Может ли тренер справиться с интенсивностью катарсиса или тем, чем он может закончиться? Хватит ли тренингового времени на работу с высвобождаемыми эмоциями и на то, чтобы прийти к какому-то решению? Будет ли тренер проводить с участником последующие встречи (заключительное занятие) или тренинги для работы с отдаленными последствиями катарсиса?

Ведущим следует особенно внимательно следить за тем, чтобы катарсис применялся не в их собственных интересах, а в интересах участников. Например, некоторые тренеры могут испытывать желание наблюдать, как люди выражают гнев, потому что хотели бы сами иметь к этому способность, и они, таким образом, вопреки этическим нормам ввергают членов группы в подобные переживания, разрабатывая инструменты для вызова таких чувств и фокусируя группу на гневе. Некоторые групповые тренеры могут также разрабатывать инструменты, которые побуждают участников выражать по отношению друг к другу лишь позитивные и теплые чувства. Дело не в том, что эти чувства неподобающие - ведь подавляющее большинство участников периодически испытывает как гнев, так и теплые чувства. Проблема заключается в том, насколько потребности тренера становятся определяющими при выборе различных инструментов. Следует часто задаваться вопросом: "Чьи потребности первостепенны и чьи потребности удовлетворяются - участников или тренера?"

Свобода уйти

Некоторые ведущие отстаивают право участников на возможность выхода из группы в любой момент, тогда как другие твердо держатся мнения, что если однажды участник доверил себя группе, то с ней и обязан оставаться. Участники имеют право выхода из группы, однако важно, чтобы до них была доведена необходимость постановки в известность тренера и членов группы перед принятием решения об уходе.

Для участников может оказаться вредным уходить, не имея возможности обсудить аспекты опыта, которые они считают пугающими или негативными. Кроме того, было бы очень жалко, если бы член группы ушел из-за неправильного понимания полученной обратной связи. С другой стороны, прочим членам группы может повредить предположение, что кто-то покинул группу из-за каких-то их слов или действий. Призывая человека, собравшегося уйти, изложить причины своего ухода перед всей группой, мы даем возможность остальным участникам проверить соображения, которые могут быть у них по поводу собственной ответственности за решение этого человека.

Заключительные комментарии

Главным этическим соображением, является то, что некоторые применяемые инструменты могут быть вредны, если применять их не к месту или без оглядки на участников и ситуацию. Они могут ранить участников физически или эмоционально. Этические проблемы возникают, когда инструменты не служат потребностям участников и используются просто как трюк. Широко распространенный негативный имидж групп порожден неправильным применением инструментов, которое скрывает фундаментальную природу группы как арены для честного и бережного человеческого взаимодействия.